Общая площадь всех помещений составляет в МОАУ «СОШ №8» 3344 м² и приспособлена для использования инвалидами с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения. Имеются все необходимые объекты социальной и спортивной инфраструктуры: актовый зал, спортивный зал, библиотека, кабинет педагога-психолога и логопеда, медицинский кабинет.
Пришкольный участок – 13,191 га. Общая площадь учебных помещений на 1 чел. – 5,9м² . Всего в школе - 22 классных комнат, 1 мастерская на 24 учебных места. Оснащение учебных кабинетов техническими средствами обучения, оборудованием, наглядными пособиями соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса.
В МОАУ «СОШ №8» для педагогов оборудовано 22 автоматизированных рабочих мест в предметных кабинетах. Рабочее место педагогов оборудовано компьютером, мультимедийным проектором и экраном (или интерактивной доской). Всего в школе 54 компьютера, из них 16 ноутбуков. Имеются 25 мультимедийных проектора, 8 интерактивных досок, 10 многофункциональных устройств, 8 принтеров, 2 сканера, акустическая система, экраны. 36 персональных компьютеров имеют доступ к сети Интернет и находятся в составе локальных вычислительных сетей. МОАУ «СОШ №8» располагает необходимой современной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практических и научно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ, предусмотренных образовательными программами.
В школе имеется специализированная мебель – опора для сидения Егорка в учебной аудитории, расположенной на первом этаже учебного корпуса. Кресло отличается следующими возможностями и характеристиками: ножки и подлокотники регулируются по высоте; кресло оборудовано абдуктором, нагрудным и тазобедренным ремнями. Предоставляется возможность подобрать раму для обучающихся ростом от 70 до 160 см, что позволяет делать занятия комфортными.
Учебные занятия проводятся в кабинетах укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: экранами, проекторами, Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин, расписание уроков. В школе создана среда, способствующая обучению и воспитанию, направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями и представляет собой пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила и нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности коллектива.
Организация доступной среды в школе
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Пандус установлен остаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых не превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу оборудован звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке оборудованы перилами. На стеклянных дверях яркой краской помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
Ширина дверных проемов не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени внутри школы, как и при входе, покрашены в яркие контрастные цвета и оборудованы перилами.
Аппаратно - программный комплекс для слабовидящих и слабослышаших детей
Используется для реализации предметов учебного плана и психолого- педагогической работы с обучающимися, имеющими ослабленное зрение, предусматривает сочетание реабилитации, коррекции, обучения и творческого развития школьников.
АПК обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи компьютера с установленным набором программного обеспечения.
Поддерживающее устройство для сидения «Егорка» ,помогает создать правильное, симметричное положение ребенка и удерживать равновесие в положении сидя, с помощью подлокотников и тазобедренного ремня. Опора снабжена столиком для дополнительной опоры рук и развития мелкой моторики.
При использовании данного оборудования обучающийся получает возможность находиться в правильном положении без излишнего мышечного напряжения, вес тела распределен правильно, что служит развитию основных бытовых навыков, стимулирует ребенка к действиям, направленным на формирование его физического и умственного развития, способствующего его адаптации
.
Школьная столовая
Вход в школьную столовую оборудован пандусом.
В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске увеличена до 1,1 м. Школьный туалет
Один из школьных туалетов специализированн для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированном туалете 90 см. С одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Туалет оборудован поручнями. Раковина в туалете предусмотрена на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
Раздевалка и душевая при спортивном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также оборудована широкими проходами и дверными проемами, ширина которых не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг понижена до уровня 70 см. Несколько столов также сделаны на такой высоте.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется расположена в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
В учебных классах имеются парты с регулируемой высотой и одноместные парты.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
Детям-инвалидам по зрению имеются одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках располагаются перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.
Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом:
Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды;
- люди с временным нарушением здоровья;
- беременные женщины;
- люди старших возрастов,люди с детскими колясками и т.п.