МОАУ "СОШ №8"
город Оренбург, Россия
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Доступная среда «МОАУ «СОШ№8»

    Разные возможности — равные права

    Создание доступной среды в образовательном пространстве

    Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды.

    …Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    …Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

    Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

    В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году была  разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы», реализация которой продолжается и сейчас. Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.

    «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

    Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

    В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

    Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.

    Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Столовая.
    Организация питания для детей с ОВЗ
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2023 года дети ОВЗ(имеющие справку из ПМПК) обеспечиваются 2-х разовым питанием в фиксируемом размере - 71 руб.30 к.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

     

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных организациях:

    • обучение совместно с другими обучающимися,

    • обучение в отдельном классе обычной школы,

    • обучение в специальной школе,

    • индивидуальное обучение на дому,

    • обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

    • дистанционное обучение.

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

    Допускается сочетание различных форм получения образования.

    Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОАУ СОШ №8 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи:

    • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

    • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;

    • сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

    • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

    • совершенствование системы кадрового обеспечения.

    В МОАУ СОШ № 8 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

    • школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому;

    • вопросы деятельности МОАУ СОШ №8, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами МОАУ СОШ №8;

    • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-социально-логопедическая служба;

    • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МОАУ СОШ №8 проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

    Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

    • В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях образования. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
    • Согласно Закону №181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
    • Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

    1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    3. Методические рекомендаций по вопросам образования и психолого педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью  с ОВЗ 

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Общая площадь всех помещений составляет в МОАУ «СОШ  №8» 3344 м²  и прис­по­соб­ле­на для ис­поль­зо­вания ин­ва­лида­ми с на­руше­ни­ями слу­ха, опор­но-дви­гатель­но­го ап­па­рата, зре­ния. Имеются все необходимые объекты социальной и спортивной инфраструктуры: актовый  зал, спортивный зал, библиотека, кабинет педагога-психолога и логопеда, медицинский кабинет.

    Пришкольный участок – 13,191 га. Общая площадь учебных помещений на 1 чел. – 5,9м² . Всего в школе - 22 классных комнат, 1 мастерская на 24 учебных места. Оснащение учебных кабинетов техническими средствами обучения, оборудованием, наглядными пособиями соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса.

    В МОАУ «СОШ  №8» для педагогов оборудовано 22 автоматизированных рабочих мест в предметных кабинетах. Рабочее место педагогов оборудовано компьютером, мультимедийным проектором и экраном (или интерактивной доской).  Всего в школе 54 компьютера, из них 16 ноутбуков. Имеются 25 мультимедийных проектора, 8 интерактивных досок, 10 многофункциональных устройств, 8 принтеров, 2 сканера, акус­ти­чес­кая сис­те­ма, эк­раны. 36 персональных компьютеров имеют доступ к сети Интернет и находятся в составе локальных вычислительных сетей. МОАУ «СОШ №8» располагает необходимой современной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практических и научно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ, предусмотренных образовательными программами.

    В школе имеется спе­ци­али­зиро­ван­ная ме­бель – опора для сидения Егорка в учебной аудитории, расположенной на первом этаже учебного корпуса. Кресло отличается следующими возможностями и характеристиками: ножки и подлокотники регулируются по высоте; кресло оборудовано абдуктором, нагрудным и тазобедренным ремнями. Предоставляется возможность подобрать раму для обучающихся ростом от 70 до 160 см, что позволяет делать занятия комфортными.

    Учебные  занятия проводятся в кабинетах  укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: экранами, проекторами, Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин, расписание уроков. В школе создана среда, способствующая обучению и воспитанию, направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями и представляет собой пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила и нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности коллектива.

    Организация доступной среды в школе

    Вход в школу

    Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Пандус установлен остаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса  не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых не превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери  открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу  оборудован звонком для предупреждения охраны.

              Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу  покрашены в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке  оборудованы перилами.  На стеклянных дверях яркой краской помечены открывающиеся части.

    Внутреннее пространство школы

    Ширина дверных проемов  не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет.

    Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени внутри школы, как и при входе, покрашены в яркие контрастные цвета и оборудованы перилами.

    Аппаратно - программный комплекс для слабовидящих и слабослышаших детей

    Используется для реализации предметов учебного плана и психолого- педагогической работы с обучающимися, имеющими ослабленное зрение, предусматривает сочетание реабилитации, коррекции, обучения и творческого развития школьников.

    АПК обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи компьютера с установленным набором программного обеспечения.

    Поддерживающее устройство для сидения «Егорка» ,помогает создать правильное, симметричное положение ребенка и удерживать равновесие в положении сидя, с помощью подлокотников и тазобедренного ремня. Опора снабжена столиком для дополнительной опоры рук и развития мелкой моторики.

         При использовании данного оборудования обучающийся получает возможность находиться в правильном положении без излишнего мышечного напряжения, вес тела распределен правильно,  что служит  развитию основных бытовых навыков, стимулирует ребенка к действиям, направленным на формирование его физического и умственного развития, способствующего его адаптации

    .

    Школьная столовая

    Вход в школьную столовую оборудован пандусом.

    В столовой  предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске  увеличена до 1,1 м. Школьный туалет

    Один из школьных туалетов  специализированн для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированном туалете  90 см. С одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Туалет оборудован поручнями. Раковина в туалете  предусмотрена на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

    Спортивный зал

    Раздевалка и  душевая при спортивном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также  оборудована широкими проходами и дверными проемами, ширина которых  не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

    Школьная библиотека

    В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг  понижена до уровня  70 см. Несколько столов также  сделаны на такой высоте.

    Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется расположена в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

    Классные кабинеты

    В учебных классах  имеются парты с регулируемой высотой и одноместные парты.

        Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.

        Детям-инвалидам по зрению имеются  одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения.  Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

    Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

    Территория школы

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории  предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней  сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках  располагаются перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

    Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

     «Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.

    Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

    Владимир Путин

    Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.

    Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)

    Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)

    Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»

    Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

    Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

    Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

    Создание доступной среды для всех

    В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

    Задачи организации доступной среды в рамках школы:

    развитие инклюзивного образования;

    создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;

    - создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

    - формирование доступной среды.

    Проект доступная среда – общие понятия

    Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом:

    Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

    Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

    Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

    Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

    Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

    - инвалиды;

    - люди с временным нарушением здоровья;

    - беременные женщины;

    - люди старших возрастов,люди с детскими колясками и т.п. 

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА(ВАРИАНТ6.1) НА 2022-2026 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(вариант 7.1) НА 2022-2026 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(вариант 7.2) НА 2019-2023 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА 2022-2026 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА 2022-2026 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ(с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2)

    ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2022-2026 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ на 2022-2026 учебные годы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie